Проект Саратовского регионального отделения общественной организации «Союз женщин России» «Покровская бабушка»
 8(8453)77-53-67
Полезная страничка

Тема «7 заблуждений о развитии ребёнка»   

(часть I)

Развивая ребёнка, помните о цели Ваших педагогических воздействий, задавая себе вопрос: «Для чего?». Не личные цели (похвастаться достижениями ребёнка, реализовать свои мечты), а помочь успешно адаптироваться в меняющемся мире.  

Гармонично развиваться ребёнок может только в эмоциональном комфортной среде, в условиях  принятия и поддержки взрослым. 

Заблуждение №1. «Интеллект – это главное». 

Противовес этому заблуждению - всестороннее развитие. 

  1. интеллектуальное

    - мышление  (не только логическое, но креативное)

    - память (осмысленная, ассоциативная,  наряду с механической),

    - внимание (сосредоточенное взамен «разорванному»)

    - воображение (основа мышления)

    ! Уделяйте большое внимание речевому развитию (практические рекомендации по разучиванию стихов см. ниже)

  2.  физическое

    - крупная и мелкая моторика одинаково важна.

    - мелкая моторика напрямую помогает развитию речи.

    - развивая моторику, ребёнку проще стать самостоятельней.

     - предлагайте ребёнку спорт. инвентарь

     - учите ребёнка подвижным играм

  3. социальное

    - общение со взрослым должно быть неформальным и при этом, правильная, не «перевёрнутая» иерархия

    - коммуникация с детьми  - не просто «соседство» на учебных занятиях, а свободное общение + игры 

    - не забывайте прививать ребёнку нормы поведения в обществе (не столько лекциями, сколько собственным примером и примерами из литературы, м/ф…)

  4. психологическое

    -  положительное самоотношение, уважение себя, опора на себя. Баланс: не впадать в пренебрежение собственными потребностями, желаниями (позиция  Жертвы), но и не попасть в другой полюс, когда ребёнок руководствуется только собственными желаниями, прихотями (позиция Потребителя)

    - развивайте «эмоциональный интеллект» - это умение понимать свои эмоции и управлять ими, плюс распознавание и учёт эмоций других людей.

  5. нравственное.

    Важно, чтобы у ребёнка было в жизни то, что он любит, ценит, дорожит. Откройте ребёнку как можно больше миров – мир поэзии, спорта, природы, науки, творчества, человеческих отношений… Если у ребёнка есть ценности – риска попадания в алкогольную или наркотическую зависимость или самоубийства в подростковом и взрослом возрасте практически нет! Чтобы что-то по-настоящему ценить, в жизни ребёнка должны быть ограничения и реальные трудности. 

    Как учить стихи с ребёнком, так, чтобы удовольствие получали оба: 

  • Окружите ребёнка с раннего детства стихами: потешками, мирилками, стишками об умывании, погоде…

  • Начните учить стих, который «задали» в саду или в школе, как можно раньше, чтобы не нервничать и не подгонять ребёнка из-за «сжатых сроков».

  • Сами читайте стих ребёнку, с удовольствием, с лёгкостью, много раз.

  • Повторение – мать учения.

  • Лучше всего стихи (и другая информация) запоминается перед сном.

  • Разберите с ребёнком общий смысл стихотворения, каждое непонятное слово.

  • Опирайтесь на ассоциации, которые предложит ребёнок или Вы.

  • Используйте метод «Пиктограмм» - опорные картинки-символы, на которые ребёнок смотрит как на подсказки.

  • На первых этапах играйте в «Доскажи словечко» - Вы читаете всю строчку, кроме последнего слова, которое подсказывает ребёнок.

  • Включайте свои актёрские способности - разыграйте сценку, что Вы забыли последнее или первое слово, строчку или перепутали что-то в стихе.

  • Помогите ребёнку услышать рифмы и почувствовать ритм стиха.

  • Учите стишок не на «специально организованном занятии», а «между делом» - на прогулке, когда готовите ужин, одеваетесь…

  • Если учите стишок дома, ТВ должен быть выключен; убедитесь, что ребёнка ничто не отвлекает.

  • Когда стих выучен, поговорите  с ребёнком о зрителях, почитайте стих игрушкам, членам семьи. Выясните, не боится ли ребёнок выступать, устраните возможные психологические проблемы, из-за которых ребёнок не сможет рассказать стих, который он хорошо знает. 

    Тема «7 заблуждений о развитии ребёнка» (часть II)

    Заблуждение  №2:  Чем раньше, тем лучше.

    Не смотря на то, что ранее развитие является модным, его значение преувеличено. Более того, иногда занятия с детьми, сильно опережающие возрастные особенности детей, могут нанести вред психике ребёнка.

    Заблуждение №3: Технические устройства  лучше красок и кубиков.

    Современные гаджеты привлекают детей, но их влияние на развитие ребёнка неоднозначно.

    Правильно подобранные мультфильмы, кино, аудиокниги, компьютерные игры могут помочь развить мыслительные процессы, воображение, благотворно влияют на психологическое и нравственное развитие.

    Если взрослый в курсе того, что нравится смотреть или во что играть ребёнку – он может говорить с ним на одном языке, а значит, взрослому  и ребёнку  будет легче установить контакт. Но они не могут заменить творчества (в первую очередь рисования).

    Рисование не просто развивает воображение, мелкую моторику, терпение, но и часто выполняет психотерапевтическую функцию – ребёнок выражает свои переживания в рисунке. Важно не формализовать рисование, а разрешить ребёнку свободно творить.

    Игры с кубиками и конструкторами бесценны не только для интеллектуального развития, а также развивают личность ребёнка. 

    Заблуждение №4: Хорошо, когда у ребёнка нет свободного времени.

    У каждого ребёнка с раннего детства должно быть личное пространство и личное время, свободное общение и свобода выбора.

    Роль взрослого помочь ребёнку найти самому себе занятие. Для психологического развития ребёнку важно иметь возможность «встретиться с самим собой»!

    Заблуждение №5:  Игра – это несерьёзно.

    В игре ребёнок опирается на образное мышление. Чем лучше оно развито, тем сильнее так называемая «обучаемость» ребенка. Образное мышление является фундаментом мышления логического.

    Если вы превратите обычную кисточку для рисования в Королеву Кисточку, то малышу будет легче с ней обращаться бережно.

    Игра  - это метод диагностики (лучше узнаете ребёнка) и терапия (песочница)

    Нужны и игры с правилами, и свободные.

    Принципы организации игр с ребёнком:

    - добровольность;

    - интерес (важен сам процесс);

    - равенство. 

    Игрушки полезней простые, чтобы ребёнок мог проявить фантазию. При этом их не должно быть слишком много.

    Попробуйте сами и предложите ребёнку придумать игры с бытовыми предметами, например, с палочкой от мороженого, носовым платком, клубком пряжи… 

    Заблуждение №6:  Успеет ещё наработаться.

    Обучая ребёнка с ранних лет навыкам самообслуживания, вы помогаете в первую очередь его психологическому развитию (формированию  самооценки, ценностей).

    Ребёнок учится помогать другим и получать от этого радость. 

    Заблуждение №7: Взрослый должен быть серьёзным.

    Чувство юмора – одна из черт, которые делают воспитание эффективным, помогают преодолеть трудности. 

    Не забывайте, о том, что чтобы развивать детей надо постоянно развиваться самому! 

    Людмила Петрановская – одна из лучших детских психологов предполагает, что современным детям важно помочь развивать 4 навыка, которые будут необходимы им в будущем, так называемые 4 «К»:

    • Коммуникативность

    • Кооперация

    • Креативность

    • Критическое мышление.  

 

Наказание. Для чего? За что? Как? 

  • Наказания – часть воспитания. Но её небольшая часть. 

  • Что делать, чтобы не довести до наказания:

    - поддерживать эмоциональную, тёплую привязанность с ребёнком

    - организовать быт, ритуалы, не провоцировать нарушать правила

    - грамотно вводить правила (см. предыдущую лекцию) 

  • Для чего наказывать ребёнка?

    Цель наказания -  НЕ сбросить свой гнев, НЕ избавиться от чувства беспомощности, НЕ вызвать вину или страх у ребёнка, НЕ переделать ребенка, А помочь исправить ситуацию. 

    Понимайте для чего в данной ситуации, Вы применяете  какое-либо наказание к ребёнку. Если сомневаетесь – не надо наказывать вообще. 

  • За что наказывать? За нарушение правил и ограничений. 

  • За что нельзя наказывать: 

- за то, что «вызвал» в Вас негативные чувства 

- за личностные, возрастные особенности 

- за потребности 

- за то, чему ещё учится 

- за то, в чём искренне раскаивается 

- за что уже был наказан 

- за чувства и запрет чувств во время наказания 

  • Ребёнок должен понимать - за что наказан  и принимать это. 

  • Неприемлемые способы наказания:

    - Уговоры. (чаще всего бесполезны).

    - Стыжение. (Испытывать «угрызения совести» – хорошо. Бесцеремонно их вытаскивать – плохо).

    - Крик. (это эмоциональное насилие. Беспомощность ребёнка. Будет реагировать только на крик.)

    - Игнорирование. (Правильно игнорировать плохое поведение. Плохо игнорировать ребёнка – «ты мне не сын»)

    - Стояние в углу. (Постой, подумай и попроси прощения. Не приносит пользы)

    - Изоляция. (В тёмная комнате, например, это психологическое насилие). 

              - Наложение дополнительных обязанностей. (Нельзя наказывать физическими упражнениями, музыкой, чтением, трудом). 

              - Физического наказания нет, есть физическое насилие. Важно учиться управлять собой. 

  • Приемлемые способы наказания:

    - Замечание, критика.

    - Тайм-аут. (нужен для самоуспокоение мамы и ребёнка)

    - Последствия: естественные: бежал – коленка;  проспал – опоздал; долго собирался – мало гулял; не одел варежки – замёрз. Родительские: не сделал уроки – не играешь в компьютер. 

             - Лишение привилегий. (Для того, они должны быть). 

               - Лишение и ограничение прав и свобод. Право ответить, гулять, смотреть ТВ, домашний арест. Нельзя лишать возможностей реализовать свои     потребности: в еде, в движении…) 

  • Правила применения наказаний:

    - предупредить, дать выбор

    - осуждать поступок, а не личность

    - своевременно

    - соразмерно поступку 

  • Как нельзя наказывать:

    - неоправданно часто

    - для удовлетворения своих собственных мотивов

    - 2 раза за одно, и то же

    - припоминать

    - угрожать наказанием

    - привлекать третьих лиц

    - без уверенности в справедливости и пользе 

 

Может ли дисциплина быть позитивной. 

Дисциплина = 

выполнение правил (что и как можно и нужно делать, включая режим

+ соблюдение границ (ограничения - что нельзя делать) 

 и дисциплинарные взыскания за их не выполнение \ несоблюдение. 

Правила и ограничения – это жизненная необходимость, которая облегчает жизнь, делает её структурированней и более предсказуемой. Слушаться взрослого – встроенная функция ребёнка, его естественная потребность. Дисциплина создаёт для ребёнка ощущение эмоциональной защищённости, а значит, она проявление заботы и любви! 

Но почему же тогда возникают трудности с установлением и соблюдением дисциплины? 

ребёнок

взрослый

Проверка границ

Протест против форм внедрения

Дисциплина = насилие

Отказ от власти

Нет сил

Без учёта особенностей ребёнка

Нет навыков

Нет доброжелательных отношений

Желание выйти за установленные границы заложено в природе ребенка. Непослушание дает ему возможность исследовать окружающий мир и свои отношения с родителями. 

Ошибочная установка взрослого: дисциплина = насилие, а значит, я от неё отказываюсь. Это перевёрнутая иерархия («Ванечка на золотом стульчике»).  Отказ родителей от своей естественной власти. А детям она нужна, они хотят на неё опереться. 

Ошибочная установка взрослого: дисциплина = беспрекословное послушание, покорность. 

Вы можете добиться полного послушания, тогда откажитесь от наличия у ребёнка таких качеств как самостоятельность, ответственность, инициативность. Забудьте про высокую самооценку и критичное мышление. Будьте готовы к тому, что он может послушать и кого-то другого, не привыкнув думать своей головой. 

Отсутствие сил у взрослого, неспособность выдерживать отрицательные эмоции ребёнка.  

«…Если бы мы могли оставаться совершенно спокойными и уверенными в себе, выдерживая атаки ребёнка, то быстрее научили бы его понимать, что протесты бесполезны...» Поэтому, устанавливая дисциплину, прежде всего, уравновесьте, гармонизируйте собственное состояние. 

            Пирамида воспитания – это: 

  • В первую очередь и очень много – общение, совместная деятельность, игры.
  • Затем – поддержка, похвала, награды.
  • И только потом, можно устанавливать правила и вводить ограничения (сначала ребёнок должен верить вам, уважать вас, хотеть слушаться).
  • Самое небольшое место в воспитании занимают санкции за не соблюдение дисциплины. 

Правила для правил и ограничений. 

           Сколько?  

  • Правил и запретов должно быть немного. Приучайте одновременно не более чем к 3 правилам.
  • Разбейте правила на категории – правила еды, сна, гигиены, вежливости, общения в семье, общения с другими… 

           Какие?

  • Правила  и запреты должны быть постоянными. Невозможно соблюдать такие правила, которые меняются, чуть ли ни каждый день. 
  • Правила должны быть гибкими и разумными.
  • Правила должны соответствовать возрасту. 

               Для кого? 

  • Правила должны быть для всех членов семьи.
  • Желательно, чтобы они были согласованы между всеми членами семьи.

             Как устанавливать? 

  • Дети обучаются не словами, а действиями или событиями. 
  • Устанавливает взрослый. За соблюдение и за отношения отвечает взрослый.
  • Прежде чем давать указания – завладейте вниманием ребёнка. 
  • Важно чтобы то, что вы ждёте от ребёнка, регулярно вами отслеживалось, внимательно и настойчиво.
  • Организуйте быт. Предотвращайте нарушение правил.
  • Для установления режима задействуйте ритуалы (привычные, повторяемые изо дня в день  действия). Например, после ужина мы расстилаем постели, потом мультик, чистим зубы, потом читаем сказку, потом массаж спинки, включаем ночник, объятия/поцелуй/нежные слова.Используйте игру. 
  • Попробуйте вместо слов использовать знаки, записки, условные сигналы, кодовые слова и т.п. 

               Как не надо устанавливать? 

  • Учиться, когда нет времени нельзя.
  • При установлении правил не манипулируйте! 

Алгоритм введения правил.

 

1 шаг. Чего вы хотите от ребёнка? Максимально конкретно! 

2 шаг. Как вы будете это правило доносить до ребёнка? Как ребёнок узнает, что вы от него этого хотите (можно использовать внешнюю, наглядную опору). 

3. шаг. Как вы будете это отслеживать выполнение правила? Помогать это правило внедрить в жизнь – словесно напоминать, использовать сигнал. Не ждать, пока нарушит, а напоминать. Хвалить. 

  • Важно быть готовым к тому, что ребёнок будет искать исключения.
  • На этапе введения правил наказывать нельзя. 

Почему правило может не сработать: 

- взрослый сам это правило не выполняет.

- взрослый не уверен, что это правило действительно необходимо. 

В жизни ребёнка должны присутствовать правила каждой из 4 цветовых зон.

 

зелёная зона: то, что разрешено делать ребёнку по своему усмотрению или желанию. 

жёлтая зона: то, что разрешено делать ребёнку по своему выбору, но   С УСЛОВИЕМ. 

оранжевая зона: то, что НЕ разрешено делать ребёнку, но допустимо ввиду особых обстоятельств. 

красная зона: то, что НЕ разрешено делать ребёнку НИКОГДА.

Помните,

 

Ваша задача, чтобы постепенно дисциплина, регулируемая внешними средствами (напоминанием, инструкциями, картинками) перешла во внутренний план, в способность ребёнка к САМОДИСЦИПЛИНЕ.

 

 

 

Материалы подготовила психолог проекта Светлана Игнатьева

 

 

 

 

Как правильно хвалить ребенка

 

НЕ эффективная похвала:

  • воспринимается ребенком как способ заставить ребенка делать то, что хочется взрослым

  • наводит ребёнка на мысль, что родители его не понимают, недоверие к ним

  • делает ребёнка зависимым от оценки

  • вызывает тревожность и неуверенность в себе

     

Эффективная похвала:

  • является средством повышения у ребёнка уверенности в собственных силах

  • побуждает его браться за более трудные задачи

  • закрепляет у ребёнка его собственное ощущение радости от достигнутого

     

Похвала может принести ребенку пользу, если: 

  • хвалят только поступки и дела ребёнка, а не его личность

  • хвалят за конкретные действия, усилия, инициативу

  • хвалят ребенка искренне  и включают в похвалу эмоциональный отклик

  • сравнивают  с самим собой, а не с другими людьми       

    Похвала складывается из 2-х компонентов – наших слов и выводов детей.  Хвалите так, чтобы ребёнок мог сделать из ваших слов реалистический вывод о себе самом. То, что ребёнок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно сам себе.

     

    Похвала – внешний стимул. Главная цель воспитания – самовоспитание или набор внутренних стимулов. Важно, чтобы ребёнок действовал  ради чувства удовлетворенности собой.

     

    За что не надо хвалить:

  • за то, что ребёнок делает ради своего удовольствия, по своему желанию;
  • за обычные, ожидаемые, сами собой разумеющиеся действия (их лучше просто отмечать);
  • за то, что не достигнуто своим трудом  - за красоту, сообразительность, игрушки, одежду.
  • из жалости
  • из желания понравиться ребёнку

 

Как правильно критиковать ребёнка

 

Цель критики – не вызвать чувство вины у ребёнка, а дать понять ребёнку его ошибку и её негативные последствия, и показать пути исправления (предотвращения).

 

Условия созидательной критики:

  • Прежде чем сделать критическое замечание, подумайте, нельзя ли обойтись без него.

  • Концентрируйтесь на поведении, на результате, а на личности ребёнка.

  • Говорите о конкретной ситуации. Избегайте высказываний типа «всегда», «никогда», «опять».

  • Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

  • Вместе с критикой давайте указание, как нужно сделать правильно.

  • Если сделали замечание, дайте ребёнку возможность самому исправить ошибку.

  • Исходите из того, что часто ребенок поступил так не намеренно, а просто допустил ошибку.

     

    Техника высказывания критических замечаний «Сэндвич».

    Переформулируем неконструктивную критику  «Послушала как ты, Ваня, читал стихотворение,  и мне не понравилось то, что ты тараторил и глотал окончания».

     

    «+»  Начнём с хорошего: «Ваня, ты отлично выучил наизусть стих…».

    «-»  Затем переводим критичное высказывание в совет: «…по-моему, если ты будешь рассказывать его чуть медленнее и чуть чётче…»

    «+» Завершаем позитивом: «…то гораздо больше людей поймут, о чём ты так зажигательно рассказываешь»!

     

Ребёнок должен понимать: критиковать – не значит не любить.

 

 

Техника «Я-высказывание»: отучаемся Тыкать, учимся Якать

Выражать свои негативные эмоции надо, но в безопасной, эффективной форме. Для этого существует техника «Я-высказывание».

Формула «Я-высказывания».

 

Описание ситуации

  • необвинительное описание поведения, поступка ребёнка (помним о том, что допустимо осуждение поступка, а не личности!).
  • факт, который не вызывает споров
  • лучше обезличенно - не «Когда ты меня перебиваешь», а «Когда меня перебивают».
  • не осуждаем чувства ребёнка!

Когда… (Если…)

 

 

Ваши чувства

(этот шаг может быть на первом месте)

  • Ваши чувства в связи с этим фактом.
  • Можно телесные ощущения или метафоры

 

Упражнение. Начинайте задумываться: «Что я чувствую? Почему?»

я чувствую…,

 

Ваш внутренний мир

  • почему это поведение составляет именно для вас проблему или как оно действует на вас

потому что…

 

+ дополнительный блок

Предпочитаемый Вами исход

 

  • описание Вашего желания (конкретно, понятно, выполнимо);
  • можно несколько вариантов…

мне хотелось бы, чтобы…(я была бы рада…)

 

*Возможен ещё один блок – шаг навстречу ребёнка с Вашей стороны «Я же постараюсь не кричать на тебя…»

 

Технику «Я-высказывания» можно использовать для обсуждения сложного, важного вопроса с родителями.

 

Частые ошибки при формулировании «Я-высказывания»

Описание ситуации

Тыкание «Когда ты…» -

«Я расстраиваюсь, когда ты меня мучаешь!»

Осуждение личности

«Когда я вижу, какой ты лентяй!»

Оскорбление

«Я злюсь, когда ты разбрасываешь свои дурацкие вонючие носки по всей квартире! Я больше не буду за тобой, свиньей, убираться!».

Необъективная оценка 

«безобразное поведение», «никогда не слушаешь»

Отсутствует конкретика

 «Когда ты не слушаешься».

Ваши чувства

Выражение в грубой форме

«Я готова тебя убить!».

О чувствах других

«Ты всем делаешь больно!»

«Твоё поведение ужасно обижает брата!»

Морализаторство

«Всем понятно, что, умные люди так не делают»

Принижение чувств, страх выразить их истинную силу

Вместо «Мне не очень нравится…» - «Я в ужасе, когда ты бьешь младшего брата по голове!»

Ваш внутренний мир

Объяснив свои чувства, обвинять в них ребёнка

«Я чувствую себя ужасно из-за того, что ты так себя ведёшь!»

Безосновательные выводы + «навешивание ярлыков»: приписывание ребёнку качеств, которых у него нет

«Для меня это означает, что ты меня не любишь».

«Я расстраиваюсь, когда ты жадничаешь и не делишься своими игрушками с братьями! Правильно говорят, что все младшие дети избалованные эгоисты. И ты тому подтверждение!».

Предпочитаемый Вами исход

 

После предпочитаемого исхода - угроза

«Поэтому я хочу, чтобы ты убирала на столе…иначе я всё выброшу»

Использование «НЕ»

Вместо «Не опаздывай!» скажите «Приходи  в 22.00»

Желаемое поведение сформулировано размыто, не конкретно

Вместо «Веди себя хорошо» скажите «Убирай за собой свою чашку в раковину, как только выходишь из-за стола».

Нереалистичные ожидания

«Я хотела бы, чтобы ты никогда так больше не делал».

 

Главная ошибка  при применении этой техники – это превращение его в манипуляцию. Чтобы этого не произошло, помните, что  цель «Я-высказывания» - не заставить ребёнка измениться,  а рассказать ему о своих чувствах.

 

Что даёт техника:

  • Вы лучше понимаете себя, свои чувства и то, с какими действиями ребёнка они связаны. И учитесь действовать осмысленно, а не «на автомате».
  • Вы учитесь объективно смотреть на  ситуацию.
  • Вы принимаете ответственность за свои чувства. «Я(!) очень волнуюсь, когда тебя нет дома».
  • Вы снижаете свой уровень напряжения.
  • Вы противостоите манипуляциям, защищаете себя.
  • Вы ставите ребёнка в ситуацию ответственного выбора. Выражая свои чувства, без приказа или выговора, Вы оставляете за детьми возможность принять решение.
  • Вы строите общение, не обижая и не вызывая агрессию, а значит, избегаете конфликта.
  • В ваших отношениях появляются открытость, честность, искренность, доверие. Дети начинают чувствовать – взрослый им доверяет и взрослому можно доверять.
  • Дети начинают учитывать наши желания и переживания.
  • Дети учатся выражать свои чувства конструктивно, неосознанно перенимая эту технику.

 

Сходства и различия техник «активное слушание»  и «Я-высказывания»,

 

 коммуникативные техники

«активное слушание»

«Я-высказывания»

сильные негативные эмоции испытывает…

ребёнок

взрослый

для того, чтобы…

понять ребёнка 

ребёнок понял Вас

внимание на внутреннем мире…

ребёнка

взрослого

помогающее умение…

эмпатия

саморефлексия

требует от взрослого…

осознанности, отказа от «автопилота»

помогает предотвратить…

конфликт (обиды, непонимание)

способствует возникновению…

доверия, взаимопонимания

отношения становятся более…

открытыми, ответственными

навык тренируется…

в результате регулярной практики

 

Подробнее о техниках  «активное слушание» и «Я-высказывание» можно почитать в книгах Ю.Б.Гиппенрейтер.

 

Материалы разработаны психологом Светланой Игнатьевой

 

 

Фрагменты из лекции А.С.Макаренко
«Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни»

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, кода вы с ним разговаривайте, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Страшной ошибкой будет думать, что в вашей жизни или в жизни вашего ребёнка вы что-нибудь выделите крупное и уделите этому крупному всё ваше внимание, а всё остальное отбросите в сторону. В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка – всё это такие вещи, которые могут иметь в жизни ребёнка самое большое значение. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь.

…многие родители так любят жаловаться на недостаток времени!
Конечно, лучше, если родители чаще бывают с детьми. Очень нехорошо, если родители никогда их не видят. Но всё же необходимо сказать, что правильное воспитание вовсе не требует, чтобы родители не спускали с детей глаз. Такое воспитание может принести только вред. …Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. И ещё раз повторяем: воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

 

 

Как, сколько и зачем гулять с ребёнком?
(практические советы доктора Комаровского)

Любое человеческое жилье - это:
накопитель бактерий, в том числе и болезнетворных;
источник повышенной концентрации пыли, факторов бытовой химии и аллергенов (ковры, мягкая мебель, шерсть, лаки, красители, хлор и т. д.);
полное отсутствие контакта с ультрафиолетовым излучением, что не особенно важно для взрослых, но весьма значимо для детей - именно под действием УФ лучей в коже вырабатывается витамин D;
любое замкнутое пространство приводит к резкому ограничению двигательной активности.

Пребывание на свежем воздухе позволяет, прежде всего, очистить легкие от накопившейся в них бытовой пыли и улучшить функционирование слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Повышение энергозатрат - на поддержание температуры тела, на двигательную активность оказывает стимулирующие влияние на все жизненно важные системы организма, особенно на сердечнососудистую и иммунную.
Самое главное, что надо понять: обмен веществ сопровождается выделением тепла. Обмен веществ у детей протекает в несколько раз интенсивнее, чем у взрослых. Следовательно, в единицу времени ребенок вырабатывает тепла больше, чем взрослый.
Выводы:
Там, где взрослому прохладно - ребенку нормально.
Там, где взрослому нормально - ребенку тепло.
Там, где взрослому тепло - ребенку жарко.

Время, свободное от обучения, сна и еды должно быть посвящено прогулкам. И очень важно не переусердствовать в еде и учебе - школа + музыкальная школа + английский язык + компьютерные курсы и достаточное пребывание на свежем воздухе - несовместимы. Поэтому родителям всегда следует разобраться с приоритетами и найти золотую середину. Что все-таки нужнее (важнее) для счастья - здоровье или уровень интеллекта?
         
Плохая для прогулки с ребенком погода бывает исключительно редко (ливень, ураган, метель, +40, -30). И следует честно признать, что под понятием "плохая погода" часто скрыта откровенная родительская лень. Хотя, по большому счету, не только лень или занятость родителей виноваты. Достижения цивилизации: телевизор, компьютер, игрушки - все чаще и чаще приводят к тому, что пребывание в помещении самим ребенком рассматривается как более предпочтительное.

Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребенком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни. Понятно, что добиться этого можно лишь тогда, когда привлекательность пребывания на свежем воздухе выше, чем просмотр мультиков. Активные игры, лес, грибы, рыбалка, лыжи, санки и горки - здорово, особенно если это нравится взрослым. Ведь трудно себе представить мальчишку, который предпочтет «киношку» совместной поездке с отцом на рыбалку.

Самое важное в одежде для прогулки - ее функциональность. Удобство, легкость, отсутствие проблем с осуществлением неотложных физиологических потребностей - все это гораздо важнее, чем мнение тети Клавы, утверждающей, что шубка теплее и красивее, чем комбинезон. Недопустима любая одежда, не позволяющая ребенку нормально двигаться - бегать, прыгать, поворачивать голову, самостоятельно вставать после падений.

Главная опасность прогулок связана с переохлаждением и перегревом. И то и другое у детей возникает значительно легче, чем у взрослых - в этом особенность растущего организма. Основной критерий - поведение самого ребенка. Ни переохлаждение, ни перегрев не возникают внезапно (шел, шел и вдруг замерз). Если дитя ни на что не жалуется, нет жажды (первый признак перегрева) - не суетитесь и гуляйте спокойно.
                                                                                                                                                                                                       (фрагменты из статьи «Гуляем!» Е.О.Комаровского)

 

 

7 непривычных занятий для ясного ума и твёрдой памяти.

Если Вам больше 40 лет, возьмите за правило выполнять предложенные ниже упражнения, и Ваш шанс сохранить хорошую память и развитое мышление значительно повысятся.

Выполняя эти простые упражнения Вы:
- создаёте новые цепочки нейронов,
- задействуете оба полушария мозга,
- стимулируете собственную интеллектуальную и творческую деятельность.

1. Начинайте утро с яркого аромата.
Кроме привычного кофе, нюхайте имбирь, фрукты, приправы с выраженным запахом. Кстати, учёные выяснили, что запахи эфирных масел базилика или розмарина улучшают память.

2. Время от времени делайте привычные дела левой рукой (если вы левша – то правой).
Попробуйте расчесаться, поесть, почистить зубы (включая открытие тюбика и выдавливание зубной пасты).

3. Читайте вывески магазинов, учреждений задом наперёд.
Также Вы можете «переводить» имена своих знакомых, мысленно переставив в них буквы слева на право.

4. Завтракайте, обедайте и ужинайте по-новому.
Попробуйте во время еды выключить телевизор и другие развлечения, ешьте в полной тишине, концентрируясь на вкусовых ощущениях. Кроме того, чаще пробуйте совершенно новые, незнакомые Вам блюда.

5. Читайте книги вслух. Приучайте себя слушать аудиокниги.
Если есть возможность, делайте это упражнение с партнёром, чередуя роли читателя и слушателя. Чтение вслух и слушание текста создают нейронные цепи, отличающиеся от тех, которые используются, когда мы читаем «про себя».

6. Используйте непривычные маршруты.
Старайтесь выбирать другой путь на работу, новое место для прогулки, непривычный маршрут для пробежки или велосипедной поездки.
Интересный вариант этого упражнения: идя по привычному маршруту, каждый раз находить что-то новое, то, на что раньше Вы не обращали внимание.

7. Устраивайте «экскурсии в прошлое».
Несколько раз в течение дня посмотрите на часы, напрягите память и попытайтесь вспомнить, что Вы делали в это время вчера или позавчера. Усложнить задачу можно, вспоминая, что вы делали, где были в этот же день недели в это время неделю назад.

                                                                                                                                                                                                    Рекомендации составила психолог проекта Светлана Игнатьева

 

 

 

5  родительских заблуждений, из-за которых они боятся обратиться к психологу

 

 

1. «Зачем мне идти к психологу, ведь я - не псих!».

Психолог в отличие от психиатра работает только со здоровыми людьми. Просто у этих людей на данный момент существуют определённые трудности (в воспитании, в отношениях, профессиональной сфере и т.п.).

 

2. «Психолог будет меня лечить».

Никогда на психологической консультации ни Вам, ни Вашему ребёнку не пропишут какое-либо медикаментозное лечение. 

Не будет Вас «лечить» психолог и в переносном смысле этого слова. Профессиональный психолог не ставит «диагноз», не навешивает «ярлыки», не поучает, не говорит «что такое хорошо, а что такое плохо». Он просто готов быть рядом, когда вам тяжело. Его задача, не искать виноватого, а помочь Вам что-то изменить, помочь решить проблему. 

 

3. «На консультации психолог будет «лезть мне в душу», а я этого не хочу!»

Конечно, если Вы хотите получить положительный результат, Вам нужно будет расска­зывать о многих сторонах жизни не только ребёнка, но и семьи в целом. Иногда, психологу требуется задать вам непри­ятные, а может даже болезненные для вас вопро­сы. Иногда он будет возвращать Вас к тяжёлым воспоминаниям или пережи­ваниям. 

Но в то же время, консультант не получит информации больше, чем вы готовы ему дать. Психолог - не следователь. Его цель – создать максимально полную и достоверную картину, происходящего в вашей жизни и семье. И это любопытство, а основа понимания того, как помочь Вам и Вашему ребёнку преодолеть трудности!

 

4. «У нас маленький городок, и скоро все узнают о моих проблемах».

Все встречи с психологом строго конфиденциальны. Согласно профессионально этике, никому и ни при каких обстоятельствах психолог не имеет права рассказывать, о чём вы беседовали на консультации!

 

5.«Стыдно идти к психологу. Получается, я – плохой родитель, сам справиться не могу».

Некоторые мамы и папы считают, что обращение к психологу – свидетельство их родительской или личной несостоятельности. На самом деле, принятие решении о визите к специалисту говорит об обратном. Только мудрый и зрелый родитель хочет решить свои проблемы и ищет способ это сделать, а не закрывает глаза на действительность. Если у Вас что-то болит - Вы записываетесь на приём к врачу. Если продаёте квартиру – обращаетесь к риэлтору. Если планируете отдых – идёте в  тур агентство.  Тогда почему же к психологу стыдно?

Статья подготовлена психологом проекта Светланой Игнатьевой